Памятка для детей
Игры от стресса и других неприятностей
У детской психики много удивительных свойств, а одно из них – способность к самоорганизации. Душа ребёнка настроена на радость и мир, а если что-то нарушалось, иногда достаточно лишь немного ей помочь, задать направление, дать средство – и гармония быстро восстановится. Главное – не мешать, а поддержать.
Очень простые занятия, о которых вам расскажу, помогут детям расслабиться, успокоиться, снять навалившийся стресс, обрести душевное равновесие. Давно известно, что сыпучие и «липучие» материалы благотворно влияют на нервную систему – и вот почему. Чтобы поработать пальчиками, волей-неволей придется разжать кулаки («кулак» - то самое нервное напряжение, в которое загоняет нас стресс). Кроме того, неспешные творческие задания делают и мысли неспешными, отвлекают и создают дистанцию между самим человеком и тем событием, которое вызвало стресс. Оно становится немножко «не нашим», мы смотрим теперь на него как бы со стороны, мы «отвязываемся» от него и от тех неприятных эмоций, которые оно породило. Мало того, в то самое время, когда лепим, и мнём, и пачкаемся красками, мы, отвлекаясь от внешнего мира, получаем возможность посмотреть на себя изнутри. Понять – осознать, что же там, в душе, происходит. Понять, осознать и отпустить.
Осознать свои переживания – дело для детей нелёгкое. Но когда это у них получается, когда негативные чувства, «сидящие» в душе, осознаны и пережиты, освобождается целительная энергия. И тогда происходит «внутренне очищение» - древние мудрецы называли это «катарсис».
Вот несколько приёмов помощи ребёнку, который пережил стресс.
Раскрась-ка!
Приготовьте гуашь, несколько блюдечек и губку из поролона. Губку разрежьте на несколько частей: сделайте столько кусочков, сколько будет у вас красок. ( Впрочем, некоторым детям хватает и одного кусочка поролона, просто к концу занятия он становится радужным).
На чистый лист бумаги переведите какой-либо рисунок (с помощью трафарета крупного или копирки). Разлейте гуашь по блюдечкам. (Если будет трудиться малыш – вполне достаточно и пары цветов). Не забудьте про униформу: оденьте ребёнка так, чтобы не было жалко, если он весь перепачкается. Потому что во время такого творчества не должно быть никаких замечаний, наставлений, назиданий - никаких! Ваше дело - показать, как обмакивать губку в краску и прикладывать, и вести-рисовать по листу; дело ребёнка – раскрашивать.
Ребёнок рисует, а вы отдыхаете. Вполне вероятно, что, увлекшись, ребёнок откинет в сторону губку и начнёт рисовать прямо пальцами. Не останавливайте и не мешайте, даже если вместо листа юный художник использует собственные руки. Радуйтесь: человек успокаивается.
Это не брызги красок и не мазня, это обида, растерянность, неуверенность, это выплёскивается то затаённое, что мешает ему сейчас.
Кто-то рисует на маленьком листике, а кому и большого листа маловато.
Многие дети рисуют с размахом, создавая просто-таки монументальное полотно. Если ваш ребёнок из таких - берите листы покрупнее. Можно лист ватмана, а можно просто недорогие обои. Иногда и заготовки-рисунка никакого не требуется: какое удовольствие расцвечивать красками монотонное поле листа! Просто – расстилаете лист прямо на полу и - вперёд! К гармонии.
Сотри свой стресс
Сотри – в буквальном смысле слова.
Сначала ребёнок рисует простым карандашом рисунок под названием: «Мне грустно» (или «плохо», «тревожно», то есть рисует то самое чувство, которое в нём сидит). Нарисовал, посмотрел, вам показал, и - достаточно. Теперь дайте ластик (стирательную резинку) и предложите этот рисунок стереть.
Объясните, что вот так же, как он распорядился рисунком, он может распорядиться собой. Своим настроением, своими эмоциями. Главное – нужный ластик найти.
Рисуночная история
Предложите ребёнку на выбор карандаши, фломастеры, мелки, краски и кисточки разного размера. Пусть он рассмотрит и выберет, что ему нравится (одно или несколько, комбинацию материалов).
Ребёнок рисует, а вы наблюдайте, что вырисовывается на листе. Можно задавать уточняющие вопросы (если ваш ребёнок не против): «А это кто у тебя получается?», «Он добрый или сердитый?», «Что его рассердило?» и т. п. Когда работа закончена, рассматривайте вместе. На что похоже это и то? Выберете что-нибудь из нарисованного и – начинайте разговаривать от лица этого самого нарисованного персонажа. Нет людей и зверей? Ну и что, даже линия и кружок могут стать говорящими. Постарайтесь втянуть в разговор вашего ребёнка; будет прекрасно, если он тоже заговорит, и тоже от имени кого-то. Что выйдет? Какая-нибудь история. А пока её сочиняете, то есть разговаривают ваши рисуночные герои, рисунок можно продолжить. Так «злая» линия (или трещина, или змея) может превратится в незлого ужа, в колечко и даже в подоконник родного дома, на котором стоят цветы.
Кап-кап, ляп-ляп
Для этого занятия желательно взять разноцветные листы бумаги, но если нет под рукой, можно и белую. Итак, возьмите бумагу и краски в тюбиках, так удобнее не используя кисточки «выкапывать» настроение на бумагу.
Предложите своему ребёнку что-нибудь нарисовать. Если сам не рисует, вы начинайте, а он заинтересуется и к вам присоединится.
Ведь это так просто: водить тюбиком по листу или капать на этот лист из цветного тюбика. Сложного создавать ничего не нужно, достаточно сделать круг, линию или обычную кляксу. А потом начинайте главное.
Предложите ребёнку сложить этот лист пополам. Потом предложите сделать волшебные пассы и произнести волшебные слова, и лист аккуратно разворачиваете. И любуетесь на ваш удвоившийся рисунок. Можете предполагать и угадывать, что получилось? Бабочка, домик, цветы или волшебный самолёт. Если ребёнка обидели, если у него полоса неуспехов (например, в той же школе), такие занятия помогают поднять самооценку. Рисунок с каплями всегда получается хорошо.
Сыпучие игры
В психотерапии занятия с песком пользуются необычайной популярностью. Если нет под рукой песка – можно взять обыкновенную манку. С манкой удобно играть на малой территории, например, когда вы заняты делом на кухне. Посадите ребёнка за стол, насыпьте в большую небьющуюся посуду крупы… Маленькие дети любят крупы перебирать, пересыпать из одной емкости в другую. А можно взять картонный лист, намазать его клеем и предложить ребёнку сделать какой-то узор. Снегопад, метель у малыша прекрасно получается, ребёнок постарше может создать что-нибудь посложнее.
Если ребёнку захочется, можно выкладывать из крупы какой-то определённый рисунок. Для этой цели удобно использовать набор разных круп: гречку, рис, пшено. Вместо клея можно покрыть картон тонким слоем пластилина – и опять-таки выкладывать свой рисунок. Это удобно тем, что в любую минуту его можно отложить и продолжить потом, под настроение.
Обратите внимание! Успокаивает лучше песок или манка – совсем мелкая моторика. Так что если с манки ребёнок переключится на другие крупы, это уже положительный признак. Душевное равновесие почти восстановлено.
«Тестовое» настроение
Тесто, в отличие от глины, удобно тем, что после лепки ребёнка не придётся срочно отмачивать в ванне. Тесто податливо, оно приятно на ощупь, его можно мять, отщипывать от него кусочки и снова соединять. Детям нравится, особенно малышам. Можно лепить просто так, что получится: колбаски, героев сказки, животных, автопортрет. А можно слепить портрет своего настроения. Причём порядок такой: сначала лепите «портрет» того, что вам НЕ нравится, что угнетает. Вашего первоклашку, например, обидел приятель. «Какая она, обида? Как она выглядит? Попробуй слепи». А вы, например,
Сможете в это время вылепить свою усталость или озабоченность.
Слепили? Ломайте и мните. Мните и лепите опять. Если ломать вам фигурки не захочется, не ломайте, а переделывайте. Доделать так, чтобы «обида» превратилась в «прощение», «усталость» - в «силу».
Теперь этап следующий: вы лепите что-нибудь позитивное – например, Радость, Силу, Хорошее настроение. Можно фигурки раскрасить (опять таки, меняя «минус» на «плюс»). Главное, чтобы ребёнок понял (почувствовал): он ваятель своего настроения, он сам может его « доделывать» и менять.
Рецепт солёного теста
Замесите тесто. 300 г муки, 300г соли, 1ст.л. растительного масла, 200 г воды. Всё смешать и хорошенько вымесить. Хранить готовое тесто желательно в холодильнике.
Готовые фигурки можно покрасить гуашью. Чтобы раскрашенная поделка получилась яркой и блестящей, добавьте в гуашь сырой яичный белок. |