Вторник
14.05.2024
09:14
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБУДО "Тяжинский центр дополнительного образования"
Главная Регистрация Вход
В помощь педагогам и родителям »
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта

Категории раздела
Документы [57]
Муниципальный опорный центр [22]
Наставничество [3]
Аттестация [4]
Финансово - хозяйственная деятельность [9]
Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности [3]
Учебные планы и программы [40]
Расписание работы [1]
Результаты самообследования [4]
Предписания и отчёты об их исполнении [4]
Антитеррористическая защищённость [2]
Методические материалы педагогов [96]
Программы, конспекты занятий, сценарии, мастер - классы, методические рекомендации
Педагогическая копилка [11]
Советы психолога [78]
Охрана труда и техника безопасности [18]
Конкурсное движение 2017 - 2018 уч. год [25]
Конкурсное движение 2018 - 2019 уч. год [29]
Конкурсное движение 2019 - 2020 уч. год [29]
Конкурсное движение 2020 - 2021 уч. год [32]
Конкурсное движение 2021 - 2022 уч. год [18]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:

Главная » Файлы » Советы психолога

Психогимнастические упражнения для педагогов
[ Скачать с сервера (15.9 Kb) ] 24.05.2020, 02:43

Психогимнастические упражнения для педагогов

         Психогимнастические упражнения направлены на достижение двух основных целей применительно к педагогической деятельности. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира  педагога, ослаблению его психической напряженности, снятию некоторых невротических реакций, т. е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания, формирование педагогической рефлексии в его деятельности. Регулярное выполнение педагогом психогимнастических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять ими для сохранения, укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

         Представленные упражнения психолог может проводить как при индивидуальной работе, так и при работе с группой.

Упражнения, используемые для снятия эмоционального напряжения

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а

именно к этому разряду профессий относится работа педагога, - важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы» и расслабляться.  В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе.

         Психотехнические упражнения можно выполнять в учебном кабинете перед занятием или сразу же после его окончания. Релаксационной психотехникой можно заниматься в перерывах между занятиями.

 

         Упражнение «Внутренний луч»

         Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.

         Для того чтобы выполнить упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться.

         Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно осветляет лицо, шею, плечу, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

         Выполните упражнение несколько раз – сверху вниз.

         Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словам: «Я стал новым человеком», «Я стал сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

         Упражнение «Пресс»

         Игровое упражнение нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение лучше делать перед работой с «трудными» детьми, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнять сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность.

         Суть упражнения состоит в следующем. Педагог представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

         Упражнение «Дерево»

         Любой напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверх-концентрацией человека на своих переживаниях.

         Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: «снял» центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, «выбросить» отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

         Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека, мысленным включением в другую ситуацию. Используется педагогическая рефлексия, педагог старается посмотреть на себя «со стороны», проанализировать ситуацию глазами внешнего наблюдателя. Коммуникативная децентрация осуществляется в диалоге с переменой коммуникативных позиций.

         Упражнение вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

         Представьте себя деревом (каким вам нравится, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, корни – это символ стабильности, связи человека с реальностью.

         Упражнение «Голова»

         Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Педагог вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у педагога перенапряжение, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб педагогов – на головные боли, тяжесть в затылочной области головы. Это упражнение поможет снять неприятные соматические ощущения.

         Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

         Упражнение «Руки»

         Упражнение лучше проводить в конце рабочего дня, когда накопилась усталость, снизилась работоспособность. Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

          Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, - вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.

 

Категория: Советы психолога | Добавил: Privet
Просмотров: 156 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь